Мошенничество в сфере кредитования

Содержание статьи:

  1. Способы мошенничества
  2. Законодательные нормы
  3. Способы предотвращения

Понятие мошенничества в сфере кредитования охватывает действия использующих служебное положение граждан, клиентов (заемщиков) и связано с хищением денег из-за передачи кредитору неверной, заведомо ложной информации.

Способы мошеннических действий при кредитовании

Наиболее характерные типы преступлений (с учетом способа его подготовки) при обращении за заемными средствами выглядят следующим образом:

1. Мошенничество при использовании действующих и фиктивных предприятий.

Лица, имеющие преступные замыслы и определившиеся с предметом посягательства, могут обманом вовлечь в аферу сотрудников предприятий или создать фиктивные компании для вывода кредитных средств на счет предприятия, исчезающего после получения ссуды.

Для создания видимости деятельности ведется прием работников, не осведомленных о целях компании, приобретаются технические средства, размещаются рекламные объявления с СМИ, изготавливаются бланки документов, в том числе фиктивных. Активы, выставленные в качестве залога по сделке, выводятся из владения компании, что делает невозможным в дальнейшем взыскание долга и способствует банкротству подставной организации.

2. Мошенничество при непосредственном обращении в банк или при использовании подставных лиц, в том числе при предоставлении залогового обеспечения по оформляемой ссуде.

Граждане с преступными намерениями используют фальсифицированные или похищенные (потерянные) документы (паспорта, водительские удостоверения), либо указывают ложную информацию в анкете (о месте работы, размере заработка). Возможен и обман поручителей, которые вынуждены погашать полученный не ими кредит.

3. Преступные действия с использованием кредитных карточек.

Мошенники направляют клиентам подложные письма от лица банка с целью получения кодов и паролей по кредитным карточкам, получают ссуды по похищенным (потерянным) либо поддельным кредитным карточкам, заключая фиктивные договора с кредиторами.

4. Неправомерные действия работников кредитной организации в отношении клиентов.

Кредитный инспектор может использовать анкетные данные, удостоверение или паспорт клиента для оформления другого займа, получения кредитной карточки с лимитом либо приобретение товаров по данным заемщика на сумму, превышающую предусмотренную банковским соглашением.

Законодательные нормы в отношении мошенничества при оформлении займа

Действовавшая до недавнего времени общая норма УК РФ в отношении мошенничества с 2012 г. расширена дополнительными положениями, касающимися преступлений в сфере кредитования (ФЗ № 207, 209.11.2012).

За правонарушения без отягчающих вину обстоятельств закон о мошенничестве в сфере кредитования предусматривает различные наказания в виде денежного штрафа, привлечения к обязательным, исправительным, принудительным работам, ареста, лишения свободы.

При сумме хищения до 1000 руб. в отношении виновного применяются нормы КоАП РФ (ст.7), в остальных случаях – положения ст. 159 УК РФ с учетом финансовой оценки преступления. Размер хищения более 1500000 руб. признается крупным, а свыше 6000000 руб. – особо крупным.

Наименьшее наказание за предоставление кредитору неверных, ложных данных заключается в выплате денежного штрафа (до 120000 руб.), а наибольшее – в лишении свободы на период до 24 месяцев. При аналогичном деянии, совершенном по сговору несколькими лицами (группой), указанные меры наказания составляют 300000 руб. и 4 года соответственно.

Если в преступлении виновно лицо, воспользовавшееся собственным служебным положением, или оно совершено в крупном размере, то провинившемуся в числе прочих мер грозит штраф (от 10000 руб. до 500000 руб.), лишение свободы (до 6 лет) или работы принудительного характера (до 5 лет). При наличии группового сговора или же особо крупной сумме кражи срок лишения свободы увеличивается до 10 лет с выплатой до 1000000 руб.

 

Способы предотвращения кредитного мошенничества

Несмотря на усиление со стороны государства мер наказания за мошеннические действия в кредитной сфере более эффективным будет недопущение подобных ситуаций за счет превентивных мер, предпринимаемых банками и кредитными организациями.

Подавляющее количество совершенных преступлений связано с невнимательностью сотрудников организации-кредитора, их ошибочными действиями. Поэтому в отношении персонала должна постоянно проводиться работа по повышению квалификационных навыков исполнителей, а для уменьшения возможности подлогов и умышленности действий работников следует свести к минимуму операции, допускающие единоличный доступ к информации по клиентам или к принятию решений по кредитным заявкам.

В некоторых ситуациях выявить подложный документ можно даже при внимательном визуальном осмотре (небрежность оформления, расхождение в датах).

Сотрудника банка должны настораживать повышенная нервозность клиента, расплывчатые ответы на задаваемые вопросы, постоянное обращение к сопровождающему его лицу.

Эффективной предохранительной мерой служит обмен между кредиторами базами данных («черными списками») по гражданам, в силу разных причин получившим отказ в кредитовании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

"Данилин и партнёры"

Новости из сферы финансов. Любые виды кредитования по самым лучшим условиям на рынке. Сервис, который Вы похвалите и порекомендуете друзьям!
У Вас есть ожидания? Мы их превзойдём!