Основное отличие между малым и средним бизнесом – это ограничение по численности, величина активов и прибыль.
Как правило, число работников в малых компаниях составляет не более 100 человек, тогда как средние предприятия допускают наличие свыше 100 работников, а максимально допустимое количество – 250 человек.
К субъектам малого бизнеса относят небольшие предприятия, нацеленные на целевую аудиторию чаще всего с учётом территориальной принадлежности. Это могут быть:
- магазины,
- парикмахерские,
- медицинские кабинеты
- небольшие предприятия, оказывающие определённые услуги или производящие продукцию.
Средний бизнес – это уже несколько, а то и сеть предприятий, охватывающих конкретный населённый пункт, а иногда и весь регион. Особое внимание при осуществлении подобной деятельности уделяют качеству оказываемых услуг или выпускаемой продукции, а также эффективности сбыта.
Во всём мире малому предпринимательству отдаётся главенствующая роль.
Во многих странах малый бизнес производит до 70% ВПП, определяя, таким образом, темпы экономического развития и состояние занятости населения. Именно поэтому в нашей стране ему уделяют особое внимание.
Малому бизнесу действующим законодательством предусмотрены весьма ощутимые преимущества:
- снижение административного давления,
- упрощенная система налогообложения,
- налоговые льготы.
Упрощён для него и порядок ведения бухучета, подача статистической отчетности.
Средний бизнес находится в менее выгодном положении. Экономическим агентам приходится конкурировать как с мелкими, так и с крупными коммерческими структурами. Наилучшее развитие ситуации, когда средний бизнес перерастает в крупный. Хотя не редкость, когда подобные компании не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность. Исключения могут составлять лишь монополисты какой-либо определённой области.
Именно поэтому успех среднего бизнеса заключается в эффективном менеджменте, гибкости и умение подстраиваться под условия рынка.